Posted 1 марта 2013,, 12:42

Published 1 марта 2013,, 12:42

Modified 14 декабря 2023,, 16:00

Updated 14 декабря 2023,, 16:00

Белгород может получить велосипедную инфраструктуру с велошейрингом

1 марта 2013, 12:42
Городские власти одобрили сразу две идеи регионального проекта «Народная экспертиза», касающиеся создания в областном центре нормальной велосипедной инфраструктуры. Любители велосипедов такому повороту событий рады, но хотят, чтобы чиновники к идее подошли основательно, не отделавшись формальным выполнением проекта.

Созданная властями Белгородской области площадка краудсорсинга «Народная экспертиза» перешла в новую фазу работы - 46 идей передали в экспертные комиссии различных департаментов. Одним из первых положительных решений стало одобрение комиссией по городу Белгороду сразу двух проектов, касающихся создания в городе полноценной велосипедной инфраструктуры. Виктория Чернова предложила идею строительства велосипедных дорожек в Белгороде, а Марина Хованова - создание городской системы совместного пользования велосипедов, т. е. велошейринга. В блоге «Народной экспертизы» говорится о том, что комиссия поручила внести изменения в генеральный план развития городского округа «Город Белгород» до 2025 года, чтобы учесть создание велосипедной инфраструктуры на территории областного центра. А уже к 18 марта 2013 года будет сформирована рабочая группа для разработки проекта создания сети велосипедных дорожек и парковочных мест на территории города с последующей отработкой системы совместного использования велосипедов.

Полноценная велосипедная инфраструктура с системой велошейринга сегодня активно развивается в основном в странах Европы и Северной Америки. В России пока есть только планы, да и то только по Москве и Санкт-Петербургу. Суть идеи довольно проста - создаётся сеть пунктов проката велосипедов. За символическую плату можно брать велосипед в одном пункте проката и оставлять в любом другом. Чаще всего устанавливается временное ограничение на поездку - не более 3 часов. Инициируют такие проекты обычно муниципалитеты, т. к. пересадка горожан на велосипеды разгружает транспортные артерии, такие поездки не наносят вреда экологии, а плюс ко всему улучшают состояние здоровья жителей. Например, в Барселоне созданная в 2007 году сеть Bicing позволила, по замерам учёных, сократить выбросы углекислого газа на 9 000 тонн в год. Она насчитывает свыше 400 парковок с 6 000 велосипедами. Крупнейшая подобная сеть создана в китайском городе Ухань - велопарк её составляет 60 000 единиц, а парковки расположены на расстоянии около 100 метров друг к другу. В своём проекте белгородка Марина Хованова ссылается на парижскую сеть Vélib'. Она включает в себя свыше 1 200 станций проката и 20 тысяч велосипедов. При помощи Vélib ежедневно совершается около 110 тысяч поездок. В каждой из таких сетей есть своя система контроля за велосипедами - взимается депозит, блокируются средства на кредитной карте, создаются членские карты и т. д.

На одной из встреч с блогерами мэр Белгорода Сергей Боженов заявил, что в Белгороде в силу расположения города на холмах велосипедные поездки будут затруднительны. Вместе с тем само велосипедное движение в городе набирает число поклонников, причём двухколёсным транспортом пользуются не только для прогулок, но и для поездок на работу. Член совета крупнейшего белгородского велоклуба «Роквелс» Маргарита Гусева считает факт одобрения проектов властями победой всех велосипедистов города. При этом главным она считает, чтобы при создании инфраструктуры строители руководствовались научными разработками и мировыми нормативами. «Самое главное сейчас не расслабиться и не позволить, чтобы из этого сделали какой-то популистский шаг. Вот говорят: «У нас есть велодорожки, мы же их строим». Но на самом деле это не велодорожки, это тротуары, на которых поставили знак велодорожки. Они не отвечают никаким стандартам, нормам. То, что сейчас называется в Белгороде велодорожкой - это не является таковым по сути. По ним ездить ещё более опасно, чем по обочинам трасс. Это я говорю исходя из собственной практики», - отмечает Маргарита Гусева. При этом она замечает, что проект не должен ограничиваться 1-2 велодорожками, а предполагать целую систему маршрутов, которые позволят избежать конфликтов велосипедистов с автомобилистами.

Идею велошейринга, по мнению Гусевой, стоит реализовывать во вторую очередь, после создания парковок и дорожек. «Пользоваться такой системой будут однозначно, это будет очень удобно. Я первая, кто будет ею пользоваться. Но сейчас мне это кажется утопией. Мы ещё не настолько продвинуты в плане менталитета... Я не знаю, как эта система контролируется, но боюсь, что эти велосипеды будут уезжать куда-нибудь в Таврово в сараи и там будут оставаться. А сама идея очень классная. Но думаю, что городу до неё нужно дожить и дорасти ещё года два-три. Сейчас я бы сконцентрировала своё внимание на проблеме общественного транспорта совместно с велоинфраструктурой», - отмечает активист «Роквелса».

В поддержку велосипедного движения в «Роквелс» предварительно 26 апреля планируют провести общегородской флешмоб - день альтернативного транспорта. «Он задумывался как пропаганда, чтобы ещё раз обратить внимание властей на то, что в Белгороде нет велосипедной инфраструктуры. Но раз такие подвижки пошли, мы поддержим этот проект тем, что проведём этот день», - рассказала Маргарита Гусева. Суть флешмоба довольно проста - каждому горожанину будет предложено в этот день приехать на работу или на учёбу на велосипеде. Проводиться он будет специально в пятницу, т. к. во многих компаниях в этот день разрешается сменить строгие костюмы на джинсы. «Мы планируем вовлечь как можно больше людей. Чтобы показать, насколько нас много и как мы могли бы разгрузить транспортную систему в городе, если будем ездить на работу на велосипеде. Но сейчас это сделать тяжело, потому что нет инфраструктуры», - заключила Гусева.

Сергей Шевченко

"