Posted 16 октября 2009,, 06:28

Published 16 октября 2009,, 06:28

Modified 29 июля 2022,, 11:11

Updated 29 июля 2022,, 11:11

Социальный сирота – приговор?

16 октября 2009, 06:28
С каждым годом в области увеличивается число социальных сирот, которые остались без заботы при живых родителях. Политика органов опеки нацелена на то, чтобы вернуть таких детей обратно в биологические семьи, но зачастую это вновь приводит к тому, что они возвращаются в интернаты. Проблему семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, обсуждали на заседании круглого стола в Белгороде.
Сюжет
Семья

На встречу работники органов социальной защиты населения пригласили руководителей детских домов и реабилитационных центров, представителей прокуратуры и судебной коллегии.

По данным управление соцзащиты, только в этом году в области 127 родителей лишили родительских прав, в результате 149 ребят получили статус социальных сирот. В то же время в социально-реабилитационных центрах области находятся и дети, которые пока не являются сиротами. В госучреждения их поместили сами родители, которые по каким-то причинам не могут выполнять свои обязанности.

Директор областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Василий Струков рассказал, что иногда своих детей в реабилитационные центры отдают отцы-одиночки. Один из случаев – переехавшая из Узбекистана семья с тремя детьми оказалась в сложной жизненной ситуации: мать лишили родительских прав, семья потеряла жильё, а отцу пришлось перебраться в приют для лиц без определённого места жительства. Он устроился на работу, но содержать троих детей не может, потому на время отдал их в реабилитационный центр.

Но чаще всего в реабилитационные центры дети попадают из семей, которые не только не могут содержать их, но и не хотят этого делать: родители не работают, устраивают в доме притоны. Начальник управления соцзащиты населения области Елена Батанова предложила разделить все трудные семьи на три условные категории. Первая – семьи, которые нуждаются в помощи (материальной, психологической), но пока не опустились до асоциального уровня, вторая – семьи, которые переступили черту, но ещё могут вернуться к нормальной жизни. И ещё одна категория – семьи, которые уже невозможно адаптировать, когда единственных выход – лишение родительских прав.

При этом подход к каждой из категорий семей должен быть свой. В первом случае достаточно будет профилактической работы, например в центрах устройства семьи или серьёзный разговор с сотрудником правоохранительных органов для усмирения загулявших родителей.

Со второй категорией семей работать уже труднее. Ведь, во-первых, как отметили на круглом столе соцработники, у них нет возможности заставить неблагополучных родителей, например злоупотребляющих спиртным, вернуться к нормальной жизни. «Если раньше у нас было такое понятие, как тунеядство, и человека могли принудительно направить на работу, то сейчас по законодательству этого нельзя сделать», – заявила Е. Батанова. В данном случае приходится уповать лишь на сознательность взрослых людей, чьи дети чаще всего попадают в реабилитационные центры. Во-вторых, никто не сможет дать гарантии, что те же неблагополучные родители не сорвутся снова.

Всё же в этом году 41 ребёнка удалось вернуть в биологические семьи, 65 ребят переданы в приёмные семьи и в семейные детские дома направили 36 детей.

Белые пятна в законодательстве, по мнению соцработников, есть и в работе с детьми, которые уже стали социальными сиротами. Директор Прохоровского детского дом для девочек Людмила Нечипоренко отметила, что есть множество вопросов в постинтернатном сопровождении. «Например, четыре наших воспитанницы учатся в Белгородском госуниверситете, ещё несколько – в профессиональных учебных заведениях. По закону госопекуном становится учебное заведение, но, как и любому студенту, этим детям ещё нужна помощь, а заведения не занимаются личными вопросами, их задача – лишь дать образование, дети предоставлены сами себе», – рассказала Людмила Петровна.

Депутат областной Думы Юрий Селиванов, который также принимал участие в обсуждении, пообещал поднять эти вопросы на заседаниях думских комиссий, а затем, проработав все предложения, внести изменения в региональное законодательство.

На прошедшем заседании участники круглого стола попытались обсудить лишь небольшой аспект работы с приёмными семьями. Но вопрос семейного устройства социальных сирот включает много сторон: экономическую составляющую, социальную, медицинскую и многие другие. Поэтому решить все проблемы на одном заседании невозможно. Начальник департамента здравоохранения и соцзащиты населения Николай Белоусов заявил, что это лишь первая попытка организованно взяться за неё. Он дал поручение к следующей неделе выдвинуть конкретные предложения по работе с устройством детей-сирот, которые подробно разберут на совещаниях и в ближайшее время запустят в работу.

Анастасия Саенко

"