Posted 12 октября 2009,, 12:40

Published 12 октября 2009,, 12:40

Modified 29 июля 2022,, 11:11

Updated 29 июля 2022,, 11:11

Будущее в люминесцентном свете

12 октября 2009, 12:40
Российские власти объявили о постепенном выводе из оборота ламп накаливания и полном их запрете с 2014 года. С 1 сентября этого года аналогичный запрет уже действует на территории Евросоюза. Тем не менее, в отличие от уже успешно функционирующей системы в объединённой Европе, России только предстоит сформировать отлаженную схему утилизации энергосберегающих ламп, содержащих ртуть. В Белгородской области на сегодня грамотно утилизировать такие лампы научились только предприятия и организации. Большинство же населения пока не знает, как и куда нужно нести лампы, в которых содержатся элементы первого класса опасности отходов.

«С 1 января 2013 года мы предлагаем запретить оборот ламп накаливания мощностью более 75 Вт. С 1 января 2014 года – всех ламп накаливания», – заявила 8 октября министр экономического развития Российской Федерации Эльвира Набиуллина на пресс-конференции в РИА Новости. Понимая, что по рыночной стоимости энергосберегающие лампы проигрывают в доступности лампочкам Ильича (сейчас стоимость одной энергосберегающей лампочки 150–300 рублей), помощник президента Аркадий Дворкович даже заявил, что для перехода на новый вид ламп населению будут предоставляться специальные потребительские кредиты. И даже обещал по этому поводу договориться с банками.

Эффективность такого шага в экономии энергии очевидна, однако энергосберегающий свет требует и особого, осторожного отношения: лампы содержат ртуть, поэтому нужна исключительно специализированная утилизация. И система такой утилизации в Белгородской области нуждается в развитии.

Впрочем, важно обратить внимание не только на сам сбор ламп, но и на то, куда ртутьсодержащие светила деваются потом. Ещё некоторое время назад в Белгороде существовало несколько организаций, которые за деньги предлагали свои услуги по утилизации ламп, но в итоге только нанесли вред окружающей среде. Так, в августе 2008 года Белгородская областная прокуратура привлекала к ответственности директора ООО НПЭП «Экоресурс». Предприятие вывезло лампы (два рейса на грузовом КамАЗе) на полигон твёрдых бытовых отходов в Белгороде. Другое предприятие устроило склад из ламп прямо в гаражах в северо-восточной части города (в районе городского кладбища), и теперь деньги на утилизацию опасной лампочной свалки, по всей видимости, должны будут выделяться из госказны.

В экологическом отделе управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Белгородской области ИА «Бел.Ру» рассказали, что на сегодняшний день существует полноценный механизм работы приёма ламп только от предприятий, и единственный «собиратель» ламп, имеющий лицензию, – ООО «Инженерно-технический центр». Что же касается приёма ламп у населения, то в Ростехнадзоре отмечают, что пока нет рычагов воздействия на процесс утилизации ламп простыми людьми, а потому этот процесс в настоящее время бесконтролен.

За комментариями ИА «Бел.Ру» обратилось непосредственно в Инженерно-технический центр, профессионально занимающийся утилизацией ламп. Директор ООО «ИТЦ» Сергей Фирсов в беседе с корреспондентом агентства отметил, что в России ежегодно выходит из строя около 72 миллионов энергосберегающих ламп. В Белгородской области этот показатель порядка 500 тысяч ламп. В 2007 году центр демеркуризировал (именно так называется процесс утилизации ртутьсодержащих элементов ламп) 170 577 ламп, в 2008-м – 235 653, а за первые девять месяцев 2009 года – уже 261 295 ламп. Понимая необходимость наращивания объёма утилизации, ИТЦ уже подготовил инвестпроект, рассчитанный на переработку 525 тысяч ламп ежегодно, что позволит утилизировать все выходящие из строя лампы в регионе. Перерабатываются лампы на заводе, построенном в Шебекинском районе, а полученные после переработки вредные вещества и элементы ламп, которые нельзя отправлять на свалки, в дальнейшем перевозятся уже на другое предприятие – в Краснодарский край.

По сути энергосберегающие лампы работают в России несколько десятилетий, однако местом их применения являются учреждения социальной сферы, промышленные предприятия, государственные учреждения и т. п. Потому и утилизировать приходится пока именно эти лампы. На сегодняшний день договоры на утилизацию у ИТЦ заключены с 2 000 организациями на всей территории Белгородской области. Лампы ЛБ утилизируются по цене 7,5 рубля (обычные лампы, использующиеся в помещениях, содержащие 40–80 мг ртути), а лампы ДРЛ (лампы для уличного освещения, содержащие 75–350 мг ртути) – по 11,5 рубля.

Что касается маленьких бытовых ламп, которые в настоящее время пользуются всё большим спросом, а с 2014 года должны будут гореть у всех россиян, то пока совершенно не понятно, каким образом будет осуществляться их утилизация и кто будет за неё платить.

Частично, по собственным программам, некоторые управляющие компании ведут сбор энергосберегающих ламп у населения, однако ситуация здесь крайне неоднородная. К примеру, в Белгороде диспетчеры ТСЖ «Молодёжное», УК «Центральная № 1», УК № 4 ответили по телефону, что пункта приёма ламп на базе компаний нет. В ТСЖ «Губкинское» и УК «Аспект», напротив, подтвердили, что принимают лампы, не назвав, впрочем, пути их дальнейшей утилизации. Выходит, что для большинства жителей Белгорода путей утилизации ламп, кроме самого страшного – выкинуть на свалку, попросту нет. Некоторым горожанам повезло больше: их управляющие компании такие лампы принимают, однако эта услуга пока и там не пользуется большим спросом – многие попросту не знают о необходимости особого отношения к люминесцентным источникам света. И это вовсе не удивительно. Случаи, когда при покупке энергосберегающей лампы в магазине продавцы говорят о содержании в них ртути и необходимости их дальнейшей специальной утилизации, – скорее, редкость, чем правило. А потому лампы из домов по завершении своей «жизни» попадают в основном в обыкновенное мусорное ведро.

Сергей Фирсов для решения этой проблемы предлагает не изобретать велосипед, а обратиться к опыту других регионов. По примеру Москвы можно обязать торговые учреждения, продающие энергосберегающие лампы, ввести на них 5%-ную наценку. Однако наценка эта пойдёт не в карманы продавцов, а будет перечисляться на утилизацию ламп. Таким образом, гражданин, приобретая лампу в магазине, де-факто при покупке оплачивает уже и её переработку. Пока энергосберегающих ламп, применяемых в жилых домах, сгорает немного. Их ресурс – 10–20 тысяч часов, и в настоящее время перегорают только самые дешёвые экземпляры. Потому специалисты советуют приобретать лампы проверенных брендов.

Впрочем, с повсеместным запретом ламп накаливания и постепенным выходом из строя служащих в настоящее время энергосберегающих ламп поток сгоревших экземпляров будет расти, а сдавать населению их особо некуда. Поэтому принятие на высшем государственном уровне решения о выводе из оборота ламп накаливания требует и регионального решения существующей проблемы.

Справка: По данным Инженерно-технического центра, в конструкции обычной люминесцентной лампы первым классом опасности отходов обладают трубка и люминофор, содержащийся в лампе. Цоколь и стекло – четвёртый и пятый классы опасности, а значит, могут утилизироваться на простые свалки.

Сергей Шевченко

"