Posted 26 апреля 2006,, 13:30
Published 26 апреля 2006,, 13:30
Modified 29 июля 2022,, 12:57
Updated 29 июля 2022,, 12:57
«Прости мне, человеку, человек –
История, Россия и Европа,-
Что сил слепых чудовищная проба
на край мой и мой век
Прости, что я всего лишь человек
Надежда, коронованная Нобелем,
как страшный демон
Он очнулся над Чернобылем.
……………………………………..
И если человек – подобье Божье,
Не уж-то Бог подобие мое?
Бог – в том, что кто в облученный
Шел объект, ректор потушил,
Сжег кожу и одежду.
Себя не спас, спас Киев и Одессу,
Он просто поступил как человек!»-
Такими словами завершилось прошедшее сегодня, 26 апреля, в музее-мастерской С.С. Косенкова мероприятие, посвященное 20-ти летней годовщине Чернобыльской трагедии, памяти погибших и жертв катастрофы.
В нем приняли участие студенты и преподаватели музыкального колледжа им. Дегтярева, а также преподаватель БелГУ В.С. Пушкарева, приглашенные директором музея А.К. Косенковой.
Анна Константиновна отметила, что этих гостей не случайно. Ей хотелось усилить звучание представленных в рамках выставки работ Станислава Косенкова из серии «Чернобыль России-деревня». Чернобыль на всех языках звучит как знак тревоги и беды, ведь с Чернобылем связано начало кризиса нашей страны, демографического спада и вымирания деревень.
Каждый участник встречи подготовил сообщение об истории трагедии, произошедшей ночью 26 апреля 1986 года и унесшей тысячи человеческих жизней и до сих пор продолжающей свое разрушительное действие на здоровье человека. Были упомянуты и имена ликвидаторов аварии: Г. Мелентьева, В. Француженко, А. Денисенко, В. Правика, получившего звание героя Советского Союза посмертно.
В.С. Пушкарева, уже много лет сотрудничающая с музеем, провела для всех присутствующих экскурсию по мастерской, обратив особое внимание гостей на серию работ «Чернобыль России - деревня», которая была представлена графическим триптихом «Четверг во Вщиже»: «Утро во Вщиже» (1988г), «День. Очередь» (1990г.), «Вечер во Вщиже» (1990г), а также работой «Сломленная яблоня» (1990г).
Чернобыль представлен в них как образ опустошения, вымирания деревни, но все же с надеждой на ее возрождение – в виде радуги, ореолом венчающей людей («День. Очередь»).
Работа «Утро во Вщиже», представляющая собой натурный рисунок, сопровождается такой надписью: «Тому, кто смотрит, и пытается понять, что здесь нарисовано и зачем…Итак, каждый четверг, оставшиеся женщины села Вщиж, что на Брянщине, с утра ожидают автолавку, чтобы купить хлеба, лимонада и залежалой в городе копченой рыбы. Эти женщины, будучи молодыми, кормили всех нас хлебом, молоком и мясом. Кормят и сейчас, а сами могут купить хлеб и воду только раз в неделю. И это ХХ век?...Такого не увидеть и в Африке…Мне стало стыдно, и я стал рисовать это каждый день…»
Специально для ИА «Бел.Ру» Светлана Солодовникова