Posted 13 декабря 2019,, 14:45

Published 13 декабря 2019,, 14:45

Modified 17 сентября 2022,, 16:36

Updated 17 сентября 2022,, 16:36

Силы не равны: о конфликтах между учениками и учителями в школах Белгорода

13 декабря 2019, 14:45
Случаи агрессивного поведения в школах фиксируются с обеих сторон образовательного процесса.

В Белгороде в последнее время произошёл не один конфликт в школах. Школьники постоянно сталкиваются с травлей со стороны других подростков. Проблема не нова, старшее поколение говорит, что в классах дразнили и раньше. Причины могут быть разными: неблагозвучная фамилия, нестандартная внешность, нелепая ситуация, в которой оказалась жертва, а остальные запомнили и утрировали. Однако раньше дело редко заходило дальше рукоприкладства.

В прошлом году группа подростков избила семиклассника за то, что тот заступился за своего товарища. Издевательства школьники сняли на видео и выложили в интернет. Позже случаем заинтересовалась полиция, бабушка пострадавшего написала заявление. Но о скольки таких ситуациях не узнаёт общественность?

В январе 2019 года в Старом Осколе был похожий случай. Стоит отметить, что по результатам проверки сотрудники УМВД никаких предпосылок к происшествию не выявили. Избившие школьницу подростки хорошо учились, учителя дали им положительную характеристику.

Страдают не только школьники – учителям тоже достаётся. Причём если в случае с агрессией в подростковой среде ещё более-менее понятно, то как вести себя педагогу, на которого напал ученик, – остаётся неясным.

Осенью этого года зафиксировано два факта физического насилия, направленных на преподавателей. В школе №11 поводом к драке стало замечание педагога одному из учеников. Учителю разбили губу и щёку. Тогда конфликт урегулировали мирным путём: родители ученика принесли извинения, учитель не захотел дальнейших разбирательств. Инцидент произошёл в октябре этого года.

А месяцем позже в школе №15 после словесной перепалки ученик схватил учителя за свитер и стал наносить удары по голове. Мужчина попытался отбиться от нападавшего, что позже расценили как попытки ударить подростка. Видео, снятое другими учениками, находившимися в классе, попало в социальные сети, в школе сразу же сообщили, что преподавателя уволят. Однако в департаменте образования приняли решение оставить учителя в должности, но выписать дисциплинарное взыскание за нарушение правил педагогической этики.

В социальных сетях люди высказали своё мнение по данной ситуации. Оказалось, что большинство белгородцев поддерживает преподавателя и вообще не понимает, как он должен был вести себя.

В наше время такого не было. Мы уважали учителей и не дай Бог было оскорбить учителя или старшего. (Ребёнка – прим.ред) нормальные родители должны наказать. И нужно отчислить из школы, чтобы неповадно было больше выделываться. Наталья Бондаренко, из комментариев в социальной сети «ВКонтакте»

В Сети также появилась информация о том, что конфликтная ситуация произошла в сентябре 2019 года в школе №40. Недопонимания возникли между учеником седьмого класса и учителем физкультуры. По словам преподавателя, подросток ругался матом и замахнулся на мужчину, после чего тот хотел «дать ученику по губам за нецензурную брань». Видео происшествия дошло до директора, преподаватель в итоге уволился по собственному желанию.

Один из белгородцев рассказывает, что во время прохождения практики от вуза преподавал английский язык в школе. Во время одного из уроков школьники поссорились, что вылилось в драку.

И что в этой ситуации делать? Я их попытался разнять, но они же разгорячённые, ничего перед собой не видят. Растащить их (с применением физической силы – прим.ред.) – себе дороже. Потом ещё скажут, что это учитель нанёс травмы. А оставить, как есть, тоже нельзя – они же не в шутку друг с другом дрались. Выбежал, позвал директора, при нём успокоились. Что потом было и вызывали ли родителей в школу, не знаю. Да и толку родителям что-то рассказывать о воспитании, если у детей уже такое поведение? Бывший студент педагогического института НИУ БелГУ

Что делать, если подростки проявляют агрессию, и как влиять на учеников, уверенных в собственной безнаказанности и неприкосновенности, не понятно. Равно как и то, как учителю не нарушить этику преподавателя и сохранить своё здоровьё.

«Природа не терпит пустоты»

Психолог областного Центра медицинской профилактики Наталья Курсова прокомментировала ситуацию с детской агрессией и рассказала, почему в таких конфликтах нельзя винить кого-то одного.

По её словам, за последние 30 лет в обществе сильно вырос уровень неврозов, жизнь стала более быстрой, и не все успевают в этом ритме уделить необходимое внимание своим близким. Дети всегда копируют поведение своих родителей в той или иной форме, поэтому поведение ребёнка может быть следствием нездоровых отношений в семье. Также в последнее время пропагандируется культ саморазвития и самосовершенствования, призывы жить только настоящим и не задумываться о далёких перспективах. Всё это приводит к эгоцентризму и уменьшает количество живого общения между детьми и родителями.

Не последнюю роль играет и бесконтрольное пользование социальными сетями, интернетом и играми. Опасность заключается в том, что чувствующие одиночество дети и подростки ищут себя в каком-то занятии и другой реальности. Нередко цифровые технологии заменяют реальную жизнь, а это чревато: дети теряют способность к эмпатии и не могут правильно и в полной мере выражать свои эмоции.

Мы сегодня говорим о том, что ребёнок поставлен во главу угла, у нас в обществе наблюдается даже некий культ. Всё лучшее мы стараемся отдать ребёнку, вложить в него как можно больше, дать всё, что он хочет. При этом мало кто вспоминает о психологическом состоянии личности: что он чувствует, чем живёт, какое состояние испытывает. Наталья Курсова

В ситуации, когда ученики агрессивно себя ведут по отношению к преподавателям, психолог видит определённую часть вины самих взрослых.

Если говорить именно об этом случае (с учителем информатики – прим.ред.), то, скорее всего, у учителя не было высокого авторитета. Он может быть хорошим человеком и специалистом, но не смог свести конфликтную ситуацию на нет. Какие-то предпосылки к случившемуся всё равно были. Возможно, подросток и раньше выражал агрессию, вёл себя некорректно. Но на это не обратили внимание и вовремя не приняли меры. Преподавателю нужно было стараться свести к минимуму контакт, как только ситуация начала принимать опасное направление. Наталья Курсова

Психолог считает, что в будущем количество конфликтов только увеличится, потому что с детьми и подростками не ведётся работа.

Природа не терпит пустоты, и это очень точно работает на детях и подростках. Раньше с подрастающим поколением занимались, были октябрята, пионеры. Сейчас этого нет, но есть чёткое понимание, что свободное время нужно чем-то занять. Многие педагоги не понимают, что время меняется, меняются и дети: то, что работало с предыдущими поколениями и что было интересно детям прошлого века, уже совсем неактуально для современной молодёжи. Наталья Курсова

Занятия и кружки в школах сейчас часто не интересны молодёжи, всю необходимую информацию дети могут получить из интернета самостоятельно. Поэтому роль учителя, как человека, который несёт знания, уже исчерпала себя. Преподаватель должен объяснять, как применить эту информацию и что с ней делать дальше, заинтересовать ребёнка. Тогда будет контакт и не будет конфликта.

"