Posted 2 ноября 2016,, 09:36

Published 2 ноября 2016,, 09:36

Modified 14 декабря 2023,, 16:01

Updated 14 декабря 2023,, 16:01

Бюджет-2017: налоги больше, льготы меньше

2 ноября 2016, 09:36
Проект главного финансового документа на 2017-й и плановый период 2018-2019 годов обнародован в Белгородской области.

На заседании регионального правительства проект бюджета представил заместитель губернатора области Владимир Боровик.

Ситуация напряжённая

В качестве основных задач бюджетной политики на ближайшие годы были названы, в частности, обеспечение сбалансированности регионального и местных бюджетов, наращивание стабильных доходных источников и мобилизация финансовых резервов, обеспечение мер налогового стимулирования для улучшения инвестиционной и инновационной активности.

Текущая ситуация по исполнению бюджета по собственным доходным источникам остаётся напряжённой. По прогнозной оценке план по налоговым и неналоговым поступлениям в текущем году не будет обеспечен в пределах около двух миллиардов рублей, или 3 % от плана. Областной бюджет недополучит 1,6 миллиарда рублей, местные бюджеты не обеспечат выполнение плана в пределах 400 миллионов рублей. Владимир Боровик, заместитель губернатора Белгородской области

Как отметил куратор регионального департамента финансов и бюджетной политики, в областном бюджете недобор получится прежде всего из-за недополучения налога на прибыль – реальная цифра будет отличаться от прогнозной на миллиард рублей в меньшую сторону.

При этом объём поступлений собственных доходов областного бюджета по сравнению с фактом 2015 года просчитывается в 102,4 %.

Как отметил докладчик, за последние несколько лет изменилось соотношение различных статей в структуре регионального бюджета. Прежде всего динамика заметна в нивелировании роли налога на прибыль. В 2011 году этот источник доходов составлял 43 % бюджета, в 2016 году его доля упала до 19 %.

Теперь лидирующее место занял налог на доходы физических лиц. Планируется, что 2016 году областной бюджет получит НДФЛ в размере 23,623 млрд рублей, или 36 % от общего количества доходов.

В 2016 году прогнозируется увеличение налога на прибыль организаций на 10 %. Всего план сбора составляет 13,036 млрд рублей, или 20 % от всего консолидированного бюджета региона.

Трудности роста

Увеличение в 2017 году собственных доходов по консолидированному бюджету области по сравнению с 2016-м прогнозируется на 3,9 %. При этом областной бюджет вырастет на 5 %, муниципальные – на 1 %.

Определённое влияние на прогнозные показатели оказали принятые или планируемые к принятию на федеральном уровне изменения налогового законодательства. Общие потери по этим причинам в 2017 году составят 2,4 миллиарда рублей. Владимир Боровик, заместитель губернатора Белгородской области

В целях обеспечения дополнительных доходов в консолидированный бюджет области власти предлагают ряд мер по пересмотру налоговых ставок и корректирующих коэффициентов. Предлагается, в частности, отменить льготные ставки для отдельных видов экономической деятельности при применении упрощённой системы налогообложения. Также планируется повышение ставок транспортного налога по отдельным категориям и ставки налога на имущество физических лиц.

Транспортный налог может быть максимально повышен для владельцев яхт, катеров, моторных лодок, гидроциклов. При этом льготники своё право на преференции не потеряют. Объём средств консолидированного бюджета области, которые будут направлены на развитие дорожного хозяйства, в 2017 году снизится на треть и прогнозируется в сумме 7,7 млрд рублей.

Члены правительства области поддержали представленную концепцию бюджета региона на ближайшие три года. Утверждение главного финансового документа области должно пройти на заседании областной Думы.

Найти дополнительно

Губернатор области определил основные направления изыскания дополнительных бюджетных ресурсов.

Нам надо активнее работать над пополнением бюджета из дополнительных источников. Мы получаем три миллиарда рублей в год дополнительно с тех, кто должен платить, но недоплачивает. Понятно, что таких любителей у нас очень много. Наши системные усилия дают нам эту сумму. Считаю, что эту работу мы не должны сворачивать, наоборот, вместе с федеральными органами власти наращивать её. Евгений Савченко, губернатор Белгородской области

Глава региона также предложил находить дополнительные резервы налоговых поступлений в бюджет, в частности, в строительной сфере. Для этого необходимо рассчитывать сумму налогов, подлежащих выплате, на стадии согласования проекта с местными властями. Прогноз по налоговым отчислениям в таком случае можно сверстать на основе предполагаемой суммы инвестиций.

По мнению губернатора, налоговые резервы можно изыскать среди предприятий горно-металлургического комплекса. Налог на прибыль в этой сфере, считает Евгений Савченко, занижен.

Доля нашей области в консолидированной корпоративной прибыли страны – 1,5 %. Наша доля в общем налоге на прибыль всей страны тоже должна быть 1,5 %. На самом деле она 0,4 %. Давайте с этим разбираться. Евгений Савченко, губернатор Белгородской области

Повышение налогов ради дотаций

По словам главы региона, бюджетная политика в области находится в жёсткой зависимости от требований, предъявляемых к местным финансовым системам на федеральном уровне.

Мы, как и всегда, относимся к дотационным регионам. Теперь условия предоставления дотаций, субсидий совершенно иные, чем раньше. Евгений Савченко, губернатор Белгородской области

По словам губернатора, для получения федеральных субсидий региональные власти должны выполнить ряд требований. Во-первых, пересмотреть и увеличить ставки по налогу на имущество организаций, транспортному налогу, налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения. Во-вторых, ввести налоги на имущество по кадастровой стоимости. В-третьих, установить мораторий на введение налоговых льгот с последующей их отменой. В-четвёртых, не устанавливать и не исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесённых Конституцией России и федеральными законами к полномочиям органов госвласти субъектов России. В-пятых, проводить оптимизацию расходов на содержание бюджетной сети. В-шестых, установить мораторий на увеличение численности государственных и муниципальных служащих.

Мы ни в коем случае не пойдём на сокращение объёмов оказания бюджетных, социальных услуг в здравоохранении, образовании, культуре. Мы будем их только наращивать и повышать их качество. Но с другой стороны мы будем следить за тем, какой ценой эти услуги оказываются, и смотреть на непроизводительные услуги. Евгений Савченко, губернатор Белгородской области

Глава региона напомнил, что в области, несмотря на напряжённую финансовую ситуацию, продолжается реализация проекта по созданию сети офисов семейных врачей.

Мы сейчас идём на массовые дополнительные затраты в здравоохранении на строительство новых офисов семейных врачей. На закупку оборудования только в будущем году мы планируем потратить не менее 300 миллионов рублей. И при этом сохраняем все ФАПы. Евгений Савченко, губернатор Белгородской области

"