Posted 21 октября 2016,, 13:47
Published 21 октября 2016,, 13:47
Modified 29 июля 2022,, 12:57
Updated 29 июля 2022,, 12:57
Представление прошло в Белгородском институте искусств и культуры (БГИИК).
До этого в рамках проекта в районах области показывали музыкальное представление «Сказка о царе Салтане».
В Белгороде проект получился особенным: во-первых, из-за аудитории – это были студенты вузов, во-вторых, само оперное и литературное произведение «Руслан и Людмила» более обширное, чем «Сказка о царе Салтане».
Музыкальное представление «Руслан и Людмила» создано из ярких вокальных фрагментов оперы Михаила Глинки и из иллюстрирующих эти арии литературных цитат-отрывков из текста поэмы Александра Пушкина.
Ведущий вечера, а точнее рассказчик, проводник юного зрителя в мир оперной классики Пётр Татарицкий читает сокращённый вариант поэмы отечественного классика. Он то со страстью поёт хвалебную оду прекрасной Людмиле, выражая восхищение её обожателей, то оглушающе пищит, как старуха, то с тревогой и волнением описывает поход Руслана… Либретто чередуется с вокальными сольными партиями московских и белгородских музыкантов.
В понимании оперы помогает песочная анимация, которая визуализирует всё, что в музыке говорится звуком, а также иллюстрирует сюжет и выполняет функции декораций. Всё это создаёт произведение, где каждый из кодов искусств если не дублирует, то дополняет другой, облегчая восприятие ребёнка.
Главная идея нашего проекта - показать всё волшебство искусства, когда соединяются драматический театр, игра симфонического оркестра, песочная анимация, пение. Кроме того, для Белгорода и Белгородской области, где нет музыкального театра, такой проект важен, так как он подготавливает ко встрече с оперой и знакомит с таким жанром, где люди говорят о своих чувствах не только словами, но и через музыку, через голос, пение. Евгения Кривицкая автор идеи и арт-директор проекта
Симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии под управлением Дмитрия Филатова периодически играет повторяющиеся музыкальные темы, которые относятся к определённым героям, например, к Людмиле или Черномору, когда в сюжете оперы о них заходит речь.
Черномор вообще не появляется в опере Глинки, там нет такого персонажа, есть только музыка марша, его характеризующая. Он не виден. В нашей постановке также звучит марш, а далее - отдельные фрагменты из него, когда речь заходит об этом причудливом сказочном карлике. Есть и повторяющаяся тема Людмилы: например, она отпела арию, но мы о ней вспоминаем потом по музыке, звучащей в оркестре. Это система лейтмотивов, как в операх Римского-Корсакова, Вагнера. Придуманная нами композиция по опере Глинки «Руслан и Людмила» и одноименной поэме Пушкина - серьёзная авторская работа. Это эксклюзивный авторский проект, сделанный с желанием того, чтобы его было интересно слушать. Евгения Кривицкая автор идеи и арт-директор проекта
Но есть в постановке «Руслана и Людмилы» на сцене БГИИК отличие от оригинального текста Александра Пушкина. Так, роль молодого хазарского хана Ратмира исполняет Оксана Никитина (меццо-сопрано), несмотря на то, что герой – мужчина. Это не только придаёт произведению особый звуковой рисунок, как в оригинальном звучании оперы Михаила Глинки, но ещё несёт определённую смысловую нагрузку: хан Ратмир вовсе не соперник доблестному и мужественному Руслану.
В Москве, когда мы показывали в другом формате «Руслана и Людмилу», партию Ратмира пел контратенор, то есть мужчина с высоким сопрановым тембром. В Белгороде нет такого голоса, и мы пригласили в постановку меццо-сопрано. На самом деле именно для такого голоса сочинял Глинка, и первой исполнительницей Ратмира была контральто Анфиса Петрова, примадонна Большого театра в Петербурге. Евгения Кривицкая автор идеи и арт-директор проекта
Костюмы, задействованные в постановке, тоже стилизованные. Часть из них предоставила Белгородская филармония, другая часть – собственная коллекция артистов.
Мы точно знали, как должны были выглядеть герои, и попросили их подобрать костюмы. Большинство участников – это оперные певцы, поэтому либо в их личном гардеробе, либо в их театрах нашлись костюмы в нужном стиле. Белгородская филармония также помогла одеть героев постановки, например, нашла кольчугу для витязя Руслана. Евгения Кривицкая автор идеи и арт-директор проекта
В постановке арию старца финна исполняет Константин Кривцов (тенор), витязя Фарлафа – Илья Ушуллу (бас), хана Ратмира играет Оксана Никитина (меццо-сопрано), Гориславу, возлюбленную Ратмира – Людмила Бодрова (сопрано), Руслана – Руслан Розыев (бас), Людмилу – Анастасия Белукова (сопрано).
Также в музыкальном действии участвуют симфонический оркестр под управлением Дмитрия Филатова, камерный хор Белгородской государственной филармонии (главный дирижёр Елена Алексеева), Пётр Татарицкий (рассказчик) и художник песочной анимации Артём Нерсес.
В российских театрах опера «Руслан и Людмила» идёт крайне редко, потому что это грандиозное полотно. Даже в нашем варианте это два часа без перерыва. Евгения Кривицкая автор идеи и арт-директор проекта
Как музыкальный критик я довольно часто хожу на различные концерты, программы, посвящённые детям, и наблюдаю, как они частенько скучают в зале. Как ему облегчить понимание серьёзной музыки: оперной классики и симфонической музыки? Вместе с Петром Татарицким мы придумали синтетическую композицию, соединяющую разные виды искусств, чтобы юные слушатели всё время переключали свое внимание - с экрана на оркестр, с Рассказчика - на певца. Евгения Кривицкая автор идеи и арт-директор проекта
Министерство культуры РФ и Автономная некоммерческая организация Информационная творческая студия «Хорошие идеи» поддержали инновационный проект «Путешествие в оперу», соавторами которого являются Евгения Кривицкая и Пётр Татарицкий. Белгородская филармония выступила принимающей стороной в его реализации. Как отмечают авторы проекта, в будущем он будет развиваться.
Фото автора