Posted 10 ноября 2017,, 11:00

Published 10 ноября 2017,, 11:00

Modified 17 сентября 2022,, 14:51

Updated 17 сентября 2022,, 14:51

Андрей Боков: Крупные торговые центры исчезнут. Люди перестают ходить за покупками, они пользуются интернетом

10 ноября 2017, 11:00
Народный архитектор России выступил на недавнем форуме в Белгороде. Он поделился своим видением проблем и задач градостроительной политики в России и других странах мира.

ОБ ИДЕАЛЬНОМ ГОРОДЕ

Так называемый «идеальный город», начиная с Ренессанса, с тех времён, когда появилось представление об идеальных городах, – он являл собой абсолютно гомогенное, единое во всех своих точках пространство. То есть все должны быть равны, у всех должны быть одинаковые домики, квартиры. На основании таких представлений построены многие города. Даже такие города, как Париж, Барселона, носят следы такого представления.

О РЕГУЛИРОВАНИИ

Сегодня, строго говоря, застройка городов в России не регулируется. Генеральный план не оказывается действенным инструментом регулирования при достижении дисциплины. Иными словами, если мы непредвзято посмотрим на практику сегодняшнего планирования и развития, получится, что любой сильный и серьёзный застройщик, обладающий известным ресурсом, может построить что угодно и где угодно. Это приводит к достаточно странной и непонятной картине.

О РАЗНООБРАЗИИ

Нормальный город – такой, где есть абсолютно разные зоны, с разным характером и плотностью. С разными типами жилья, если угодно – разными образами жизни, которые реализуются в этих пространствах. В центре – плотнее, к периферии – иначе. Выраженный центр находится в самом мощном транспортном узле, а к периферии высота и плотность застройки падает.

О НЕСКОЛЬКИХ ЦЕНТРАХ

Большие, многомиллионные города, как правило, имеют в середине мощнейшие образования. Иногда их несколько. Например, Токио имеет порядка пяти центров, в Сеуле их семь. Градостроительная политика властей этих городов очень осмысленна. Они сейчас полностью меняют содержание, наполнение городов. Резко диверсифицируется состояние жилого фонда.


О КВАРТАЛЬНОЙ ЗАСТРОЙКЕ

Тот тип застройки, который называется квартальным, который сейчас всем нравится и о котором все говорят, занимает лишь часть обитаемого городского пространства. В нормальных городах это порядка 6-7 % обитаемой территории. Существует четыре основных типа городской застройки: высокоплотная, плотная, средней плотности и низкой плотности. Они по-разному называются в разных системах. Где-то их меньше. Но принцип остаётся тем же. У нас сам по себе факт разнообразия жилья, типов городской застройки, не признаётся.

О ПЕТЕРБУРГЕ

Нормальный город – Петербург. Городское сообщество, в отличие от городского сообщества многих российских городов, проявляет достаточную активность, волю. Они защищают город, осознают его ценность. Ценность для каждого из них, персонально. Профессиональное сообщество также весьма требовательно к себе. В этом городе чётко прослеживается разделение по уровням плотности. К сожалению, не все наши города столь организованны. Вдобавок там очень грамотно выстроенная, современная транспортная инфраструктура. Огромные коридоры, которые там выстроены на периферии, – это вызывает уважение.


О СВОБОДНОЙ ПЛАНИРОВКЕ

В городе должны присутствовать другие типы застройки. В том числе та застройка, о которой мы говорим с некоторым пренебрежением – так называемая свободная планировка. Застройка, где существуют большие общественные пространства, окультуренные, хорошо ухоженные. Это можно наблюдать во многих европейских городах, например, в Берлине. Там есть целые кварталы, заселённые пожилыми людьми. Присутствуют большие массивы зелени, есть возможность гулять, отдохнуть в тишине на свежем воздухе.

О СРЕДЕ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ

Тема особой среды для пожилых нам малопонятна. В мире это целая индустрия, ею занимаются пенсионные фонды, которые исходят из того, что число этих людей постоянно растёт. Это – одна из форм их социализации, возвращения к активной деятельности, к жизни. Это то, о чём нам можно и нужно говорить. У тех, кто наблюдает за происходящим в России со стороны, возникает впечатление, что мы в состоянии ввести людей в жизнь – строить детские сады, школы, заботиться о воспитании, но мы не признаём факта ухода человека из жизни и необходимости грамотного сопровождения – медицинского, социального, создания адекватных институтов. А сегодня для этого существуют финансовые возможности. Люди, которые уходят на пенсию, требуют совершенно другого подхода, отношения. В России растёт число пенсионеров, число инвалидов, маломобильных людей. Их число сегодня где-то за пределами 30 %. Это огромный процент, не реагировать на который у нас оснований нет. Всё это должно содержаться в подходах к нашим городам.

ОБ ОСНОВЕ ЗАСТРОЙКИ

Основой городской застройки всё-таки становится семейный усадебный дом. Он составляет основу жилого фонда большинства стран мира. У нас сегодня уже за 50 % вышло количество многоквартирных домов. Надо отчётливо понимать, что этот тип жилья является самым затратным, самым дорогим. Тип жилья, который пришёл к нам из социализма, из того времени, когда нам казалось, что всё будет хорошо и всё будет дешеветь – а на самом деле всё дорожает. Об этом надо думать. И самое главное, это тот тип жилья, который не рассчитан на формирование среднего класса. Не рассчитан на формирование семьи, прежде всего, состоящей из двух поколений, самодостаточной, способной нести расходы, обеспечивать будущее своих детей. Это то, без чего нормальный город, нормальное общество развиваться не может. Ответить на вопрос, какое жильё лучше – малоэтажное или высокоплотное – невозможно. Нам необходимы все типы жилья, разнообразие.

О МАГИСТРАЛЯХ

История с зонированием города связана с коммуникационным каркасом. До недавнего времени у нас существовала такая страшная, или странная, норма, как «магистральная улица». Это беда. Смысл организации транспорта в современном городе сводится к тому, чтобы магистрали были чётко отделены от улиц. Магистрали – это коридоры, по которым транспорт движется без остановок, нигде не пересекаясь с пешеходом. Улица – это там, где приоритет за пешеходом. Когда мы их сталкиваем, возникает трагедия. Десятки тысяч погибших на дорогах. Это прямое следствие чудовищной нормативной базы. Когда магистраль прерывается пешеходными переходами – это ненормальная ситуация.


О ПАРИЖСКОМ ДЕФАНСЕ

Как примирить всё, что сегодня происходит, с идеей старого города? Если сравнить цену жилья в историческом центре города (например, то, что в Москве до Садового кольца – сталинская, дореволюционная застройка) и в новых районах, вы увидите разницу. Люди предпочитают другую среду, другую локализацию. Мы должны дать им выбор. При этом нам нужно сохранять исторический центр, развивать его. Есть два пути. Первый – когда исторический центр остаётся не то чтобы нетронутым, он развивается, но развивается с достаточно жёстким регламентом. А рядом, в мощном транспортном узле, возникает новый центр. Второй путь – когда исторический центр становится одновременно центральным деловым, культурным районом, становится районом, который повышает свою привлекательность и ёмкость. Оба пути в равной степени допустимы, но главное – что оба они являются продуктом очень осмысленной, грамотно выстроенной, с учётом всех последствий, градостроительной политики. Например, известный район Парижа Дефанс, который вынесен за пределы исторического центра. Такой «зоопарк» для американской архитектуры вдалеке от любимого, охраняемого Парижа. В чём принципиальное отличие московского Сити от парижского Дефанса? В том, что московский Сити не имеет транспортного узла. Попасть туда практически невозможно. Поэтому это образование является искусственным. Дефанс – это гигантский узел. Там пересекается огромное количество железнодорожных, пригородных, внутригородских путей.


О МИЛЛИОННИКАХ

У нас сегодня существуют разные взгляды на то, как страна должна выглядеть. Представители первого говорят: у нас есть города-миллионники, все деньги, усилия нужно направить на их развитие. Почему? Потому что эти миллионники дают 51 % ВВП. Но они не понимают, что эти города дают 51 % ВВП только потому, что собирают дань с тех, кто вокруг них. Есть другая мысль – что страна должна представлять из себя не архипелаг из двадцати миллионников, а систему из больших, малых и совсем малых населённых мест. Это та система, которой живёт Китай, Европа. Без этого экономика устойчивой быть не может. Всё развивается только снизу.

ОБ ОБНОВЛЕНИИ ГОРОДОВ

Сейчас запускается программа развития малых и исторических городов. Минстроем объявлен конкурс среди 44-х исторических городов на лучшие предложения по запуску процесса их обновления. Из них будут выделены 20, между ними поделят 2 млрд рублей. Сейчас власти занимаются тем, что формируют задания, на основании которых будут составлены заявки. Там должно быть описано существующее положение, приведены цифры, выявлены некоторые приоритеты, проблемные вопросы. Идеально, чтобы эти предложения не сводились к тому, чтобы там что-то замостили, покрыли асфальтом. Проект должен стать стартом для запуска механизмов обновления. Сейчас идёт поиск таких инициатив.

О РАДИКАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ

Недавно общались с мэром Сеула. Очень доступный, симпатичный человек. Он сказал: мы сейчас полностью меняем градостроительную политику. Перестаём строить высокие дома, переходим к малоэтажной застройке. Также они перестают строить гигантские торговые центры. Они понимают, что это убивает малый бизнес, улицу. Хотя улицы у них существуют, всё это там достаточно сбалансировано. Тем не менее, большие центры перестают насыщаться. Люди перестают ходить в магазины за покупками. Они пользуются интернетом. Власти это предугадали и ведут себя сейчас по-другому. Это радикальным образом в ближайшее время всё изменит. Продукт будет двигаться к человеку, а не наоборот.


О СЕУЛЕ

Город поражает ухоженностью, организованностью, чёткой работой всех служб. Полное отсутствие окурков или чего бы то ни было. Я видел душераздирающую сцену: в центре города перевёрнутая урна, вокруг неё стоят пять-шесть хорошо одетых мужчин и снимают её. Машины с мигалками. Это там расценивается, как у нас – дорожно-транспортное происшествие с десятью жертвами. В городе есть мощнейшая сеть центров, относительно независимых, с гигантским скоплением небоскрёбов. Центры соединены линиями метрополитена, общественным транспортом, магистралями безостановочного движения. Это основа города. Основной тип жилья – конечно, многоэтажные дома со стоянками на искусственных платформах, поднятыми над землёй, для каждой квартиры. Каждый квадратный метр заполнен человеческим трудом и имеет хозяина.

"