Культура:

Выставка «За гранью предметности»: внеполитическая реальность и доступный метаязык

21:44
24 Марта 2017
2505
0

24 марта в Белгородском художественном музее открылась выставка авангардов из коллекции Фонда русского абстрактного искусства. Она рассказывает о зарождении и развитии андеграунда в СССР и студии «Новая реальность».

В экспозиции представлено около 50 работ, написанных авангардистами: руководителем студии «Новая реальность» Элием Белютиным и его последователями Анатолием Сафохиным, Верой Преображенской, Тамарой Тер-Гевондян, Владиславом Зубаревым, Люцианом Грибковым. Картины сделаны на холсте, картоне, бумаге, оргалите. Они выполнены маслом, акварелью, темперой, энкаустикой и смешанными техниками.

Выставка «За гранью предметности» – это очень большое событие в жизни Фонда, так как это первая региональная выставка, которую мы открываем. Я очень рада, что она проходит здесь, в Белгороде, после нашего успешного сотрудничества этим летом в лагере «Парус мечты». Выбирая художников, мы представили шесть ключевых, на примере творчества которых можно наиболее ярко прочувствовать смысл этого искусства. Эти художники работали в удивительную эпоху «оттепели», когда был эмоциональный подъём у всех людей, когда всем казалось, что они могут многое.

Анна Карганова
директор Фонда русского абстрактного искусства

Среди картин посетитель найдёт и экспрессивный портрет, и фотографию, написанную красками, увидит городской и природный пейзажи, эмоциональные зарисовки предметов или абстрактные композиции. Художники играют со светом и цветом, плоскостями, предметами, размерами и движениями мазка, каплями красок, подтёками, фактурами, деталями и аллюзиями. У зрителя – вариативность трактовок, поиск смысла в цвете и форме, а ключ к пониманию – знание исторических реалий того времени.

Художественная студия «Новая реальность» была основана в середине прошлого столетия в послевоенное время и представляла собой альтернативу существовавшей в то время академии художеств. Участники этого сообщества выступали за возрождение традиций активного творческого поиска, который был свойственен художникам-авангардистам в начале ХХ века: Кандинскому, Малевичу и Родченко.

Основатель «Новой реальности» Элий Белютин создал собственную теоретическую базу, согласно которой человек мог свободнее почувствовать себя – обрести, расширить эмоциональный диапазон и найти новые средства, чтобы зафиксировать действительность в определённый момент, в определённом состоянии.

Некоторые работы художников из студии «Новая реальность» находятся в Фонде русского абстрактного искусства. Проект Фонда и Белгородского государственного художественного музея состоялся благодаря инициативе Белгородской митрополии и поддержке регионального управления культуры.

Когда мы начинаем судить о русском абстрактном искусстве, мы должны помнить эпоху, которая создавалась. Мы все были в «домиках». Эти «домики» были нам навязаны принципами социалистического реализма в искусстве, когда глава государства мог посетить выставку, я имею в виду Никиту Сергеевича Хрущёва, и матом дать свою оценку. В это время люди были заняты поиском. Для меня этот поиск – это как выход детей из ситуации, когда они были в жёстком маленьком пространстве своего мирка, когда они не могли разогнуть свою руку, и вдруг через искусство у них произошло излечение и во многом улучшилось состояние, даже физическое.

Иоанн
митрополит Белгородский и Старооскольский

Символично, что выставку «За гранью предметности» дополняют три непрофессиональные работы, написанные 15-летней Владой Кузнецовой, 16-летним Ефимом Хрыкиным и 19-летней Татьяной Лычкиной на мастер-классе по абстрактной живописи в шебекинском лагере «Парус мечты». Эти подростки страдают неизлечимыми заболеваниями – у двоих из них ДЦП, спастический тетрапарез, а Ефим не видит с детства. Но это не отгораживает их от творческого процесса. 

Для чего я привёз эти картины детей? Для того, чтобы вы поняли, что для искусства как соработничества Божьего нет никаких границ, нельзя его загнать в какие-то всем ведомые, установленные, жёсткие рамки. Откройте для себя свет, который во всём  творенье Божьем.

Иоанн
митрополит Белгородский и Старооскольский

До Белгорода выставка членов студии «Новая реальность» экспонировалась в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге и Московском музее современного искусства. По словам Андрея Черногорова, её ждут Испания, Италия и Китай.

Эта выставка сложна и для коллектива музея, потому что заставляет погружаться в новый материал, в новые смыслы, в те философские поиски, которые были у художников. Она требует сначала работы каждого над собой, а потом – донести эти смыслы до зрителей. Мы будем считать большим успехом, если зрители, которые придут к нам, сделают шаг навстречу абстрактному искусству.

Татьяна Лукьянова
директор Белгородского государственного художественного музея

Посетить выставку «За гранью предметности» в областном центре можно до 23 апреля.

Фото автора


Читайте нас в Telegram
Чтобы оставить комментарий вам нужно авторизоваться


Найдена опечатка в статье

 


Rambler's Top100 Service Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика